На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© журнал «Родина-Ru» №3(73)-2018
© В.И.Шахнович

ПЕРФОКАРТЫ
или рассказ о том, как Попов умел всё запоминать


В докомпьютерные времена, когда ещё не было ни мобильников, ни планшетов, ни ноутбуков… Ещё даже персональные компьютеры не изобрели, были лишь огромные ламповые и транзисторные ЭВМ, программирование которых осуществлялось с использованием перфокарт, Игорь Фёдорович Попов вёл для себя почти настоящую базу данных!

Перфокарты можно было найти практически на любой помойке. Например, во дворе дома, где я жил в детстве, располагалось старинное здание, совсем недавно занятое каким-то ведомственным вычислительным центром. Они программировали свои компьютеры, а старые, ненужные или ошибочные программы – выбрасывали на помойку. Да-да, «корзин» на «рабочем столе» тогда ещё не было, потому что не было ни «рабочего стола», ни самого персонального компьютера! Даже монитор в вычислительных центрах был большой редкостью.

На этой помойке (правильнее её было бы называть временным складом хранения макулатуры) всегда валялось огромное количество разнообразных бумаг, словно пулями изрешечённых небольшими квадратными отверстиями. Если присмотреться и вдуматься, в них можно было бы найти какой-то порядок, и даже смысл. Но с точки зрения обывателя, это были просто совершенно одинаковые карточки из очень плотной бумаги, почти картона, испорченные зачем-то этими дырками. Причём обратная сторона перфокарт всегда была чистой. Многие брали такие карточки себе домой, для самых разных целей. Это было удобно и совершенно бесплатно.

Игорь Фёдорович использовал их для ведения записей о своих учениках. Он не покупал для этого классический блокнот, записную или адресно-телефонную книгу с вырезанными по краям буквами алфавита, хотя они и казались тогда самыми приспособленными для этой задачи. Фёдыч записывал всё (или многое) из того, что он знал о своих учениках, именно на таких карточках.

На них широким размашистым почерком ПИФа можно было увидеть:

  • ФИО не только ученика, но и его родителей, бабушек, дедушек, знакомых и их «социальных связях»;
  • Домашний адрес и телефон. Если был, там же мог быть записан рабочий телефон отца или матери ученика;
  • Дни рождения ученика и многих членов его семьи, если их удавалось узнать учителю;
  • В каких походах побывал ученик, в какие годы, в каком качестве (командир, завпит, фотограф, хронометрист, краевед, метеоролог и др.);
  • Записи о чертах личности, характера или увлечениях ребёнка.
  • Часто там встречались даже такие нюансы, как имя (кличка) домашнего питомца: кошки или собаки.

Могли на этих карточках найтись и другие пометки, касающиеся того, что могло пригодиться учителю в практической работе с учеником. Что это, как не формализованная база данных со своей строгой структурой и наполнением?

Почему Попов считал такой формат более удобным? К тому было множество причин. Например, такая картотека была всегда актуальной. Ученики, которые перестали заниматься, просто перемещались в другую коробку, но никогда их карточки не выбрасывались! Карточку можно было легко заменить, если она устаревала.

Её можно было нарастить – добавить новую, если информации становилось слишком много для одной перфокарты. Жёсткая бумага позволяла долго сохранять карточки в хорошем состоянии.

Для аналогичных операций с блокнотом требовалось бы вырывать целые листы, или вклеивать дополнительные. В любом случае, блокнот быстро становился не очень удобным местом для поиска информации.

А с карточками – можно было «медитировать». Сидит наш Игорь Фёдорович у себя в кабинете туризма, ведёт с тобой приятную беседу, а сам… перебирает руками стопку перфокарт, быстро бросает взгляд на некоторые из них, и снова смотрит на тебя, продолжая разговор. Какой мыслительный процесс в это время шёл в его голове? О чём он думал? Какую информацию искал? Одно могу сказать точно: при каждой встрече с учеником он мог по-свойски спросить: «Ну как Лидия Петровна? Всё в порядке на работе?» – откуда он знал, что у конкретной мамы конкретного ученика были сложности на работе, которые могли, в конечном итоге, повлиять на судьбу её сына? Или так: «Ну, передавай привет Игорю Васильевичу, пусть поправляется».

Он знал такие подробности о жизни своих учеников, их родителей и семей в целом, о которых не знало подавляющее большинство учителей того времени. Да и современные учителя, к сожалению, тоже не блещут этим умением, несмотря на все возможности современных информационных технологий. Он мог поддержать в трудную минуту, причём эта поддержка всегда была точна и актуальна именно в конкретный момент времени и применительно к конкретному человеку. Даже через 20 и 30 лет после того, как его ученики становились взрослыми, Игорь Фёдорович периодически спрашивал: «Ну как мама? - (и неизменно называл её по имени и отчеству!) - Как себя чувствует?»

Во всём этом, я думаю, ему помогала та самая, бумажная, база данных на перфокартах. Он пользовался ею даже в нашем 21-м веке, когда уже и компьютер у него дома был, и мир стал совсем другим.


Предыдущая статья  |  Содержание РР-3(73)-2018  |  Следующая статья
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
30.12.2018, 17:56