На сервере  
Экстремальный портал VVV.RU
с 29.03.2002
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002
 

© В.Шахнович
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
Основные вопросы внутришкольной политики


Мысли и идеи, изложенные ниже не новы: все они многократно высказывались в профессиональной периодике, на многочисленных совещаниях, разнообразных интернет-страничках. Тем не менее, возникла необходимость изложить - ясно для непосвященных, и точно - для профессионалов, чем должна и может заниматься средняя школа в области информационных технологий. Говоря проще - нас попросили помечтать о будущем школы: информационной, компьютерной, идущей чуть впереди своих коллег "по цеху". Требовалось рассказать не просто о том, как может быть, а о том, что конкретные люди, сотрудники нашей школы, могут сделать уже сейчас, в ближайшие два-три года.

Вам судить: получилось ли это у автора? Сокращенный вариант статьи опубликован в пятом номере журнала "Директор школы" за 2004 год.

Здесь представлен полный текст статьи. Поскольку документ в некотором смысле носит характер программного заявления, автор оставляет за собой право вносить в него необходимые изменения, которые будут отражать изменение реальной ситуации с информатизацией нашей школы.

***

Настоящий текст описывает основные принципы политики администрации и трудового коллектива средней школы N 192 г. Москвы в области информатизации учебного процесса и управления школой. Документ имеет вид тезисов, описывающих развернутую программу школы в области IT (информационных технологий), в настоящий момент подробно разрабатываемую внутришкольной инициативной группой.

Учебный процесс

Учебный процесс - основной вид деятельности школы. Компьютеры и информационные технологии вообще - удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к уроку. Компьютер подключенный к общешкольной ЛВС (локальной вычислительной сети) должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел. Последние, кстати, в ряде кабинетов должны быть вытеснены современными средствами экранной видеопроекции. Легко представить себе урок, во время которого учитель, используя специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей "мышки" до компьютеризированной лазерной указки), демонстрирует учащимся специально подобранный ряд учебных видеофрагментов, трехмерные модели, компьютерные эксперименты и проч. Фантастикой это давно уже не кажется, просто для внедрения таких технологий в обычный школьный урок требуется большая работа учителей-энтузиастов, организационная поддержка администрации и материальная поддержка государства (или спонсоров).

Рассмотрим составляющие части этой работы. Что школа может делать уже сейчас, на современном этапе ее развития и при нынешнем техническом оснащении и кадровом составе?

Методическая работа

Школьные методисты обязаны уже сейчас накапливать материалы для урока в специально согласованных компьютерных форматах. Разработка стандартов на такие форматы должна быть проведена в первую очередь. Если эта работа не будет выполнена на вышестоящем уровне (окружном, городском), то ее необходимо проделать на уровне школы. В конце концов, при наличии стандартов на хранение информации, ее (информацию) всегда будет возможно преобразовать к другому виду. Невозможно сделать это только при хаотичном, беспорядочном хранении накопленных материалов.

Подготовка к урокам

При подготовке к урокам значительная часть учителей (в нашей школе это около пятнадцати человек) активно использует компьютер в качестве рабочего инструмента. К сожалению, пока роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Необходимо иметь возможность подготовленные материалы для урока накапливать в общешкольных базах данных с возможностью раздельного, в том числе и удаленного доступа к ним всех участников образовательного процесса - учащихся, учителей, методистов, администрации, родителей и проч.

Дистанционное образование

Наличие общешкольных баз данных, хранящих материалы уроков по всем дисциплинам, даст возможность реализовать дистанционные формы обучения. Это необходимо делать для детей, у которых ограничена возможность посещать школу: дети-инвалиды, заболевшие, временно уехавшие с семьей и др.

Обучение учителей

Школа должна разработать и на регулярной основе проводить непрерывное обучение учителей и других сотрудников информационным технологиям. Умение получить доступ к компьютерной информации, правильно ее обработать и интерпретировать, является неотъемлемой частью профессиональных навыков современного учителя.

Внешкольная работа

Школьный компьютерный класс должен быть загружен работой практически непрерывно: утром - уроки, днем - кружки и факультативы для учащихся, вечером - обучение учителей, техническое обслуживание. Возможно также выполнение некоторых видов работ для жителей микрорайона, местной администрации и проч.

Интернет

Интернет в современном мире уже стал главным источником независимой и общедоступной информации для людей. В ближайшие годы этот процесс приобретет еще больший размах, охватит еще большее количество людей, принесет еще более значимые для общества результаты. Школа должна во всеоружии встречать новое "интернет-время". Наличие скоростного канала связи с интернет, принципы свободы доступа к размещенной в нем информации, возможность добавить в Сеть свою информацию - вот главные принципы работы школы в этой области. Ограничения на использование интернета должны быть минимальны и сводятся к универсальным правилам человеческого общежития: невозможность доступа к противозаконной, аморальной и другой подобной информации. Ограничения могут касаться также коммерческой стороны интернета, а именно - попыток использовать бесплатно предоставляемый государством канал доступа в интернет для извлечения любой материальной выгоды.

Для реализации этих идей в школе желательно создать специальный интернет-класс с практически круглосуточным режимом доступа туда учащихся, учителей, родителей, выпускников школы.

Кружковая работа

Помимо обычных кружков по интересам и факультативов в школе должны работать всевозможные компьютерные клубы (игровые, музыкальные и др.), творческие группы по разработке различных вопросов информационных технологий. Например, это могут быть группы разработки школьного веб-узла, компьютерного моделирования (с последующим использованием моделей на различных уроках) и проч.

Управление школой

Традиционное школьное делопроизводство уже сейчас активно переводится на компьютерные "рельсы". Окружное управление образования закупает и внедряет в школы различные автоматизированные рабочие места (АРМ): директора, завуча и др. Школа должна решительно отказываться от устаревших методов хранения и переработки информации. В этом вопросе необходима существенная и квалифицированная помощь специалистов, способных определить методы, механизмы и средства достижения оптимального результата: полная информация о школе и каждой ее составляющей части - это возможность принимать взвешенные, оправданные и эффективные управленческие решения.

Делопроизводство

Школьное делопроизводство должно базироваться на компьютерных технологиях, главной частью которых будут веб-ориентированные базы данных. Традиционная, "бумажная" технология сохранится в ближайшие годы как надежный и привычный "дубль" современной, компьютерной форме представления информации.

Общешкольные базы данных

База данных (БД) - это компьютерный аналог обычной картотеки. Отличие - в необычных, очень широких возможностях по обработке и выборке информации из такой "картотеки". Поиск ответов на вопросы, на которые раньше могло уйти много часов, дней и даже лет, сегодня происходит в считанные секунды. Более того, при правильной организации школьных баз данных, сама работа школы может приобрести новое качество: прозрачность, открытость, понятность в принятии решений.

Все это возможно при организации так называемых веб-ориентированных общешкольных баз данных, то есть, таких БД, хранение которых может осуществляться одновременно на нескольких (на множестве) компьютеров, разнесенных в пространстве (возможно даже на сотни и тысячи километров), доступ к которым возможен из любой точки мира, где есть доступ к интернет. При современном уровне развития технологии это гарантирует практически стопроцентную защиту информации как от технологических аварий и катастроф, так и от несанкционированного использования информации.

Представьте себе, например, школьную компьютерную библиотеку, где не просто заказ книг делается из дома через интернет, а сами тексты этих книг моментально доставляются на домашний (или карманный, переносной) компьютер ученика. Такие технологии давно уже реализованы и начали применяться лидерами отрасли. А уровень цен на необходимое оборудование и программное обеспечение стал доступен практически любой работающей семье.

В первую очередь в школе должны быть созданы (и уже создаются) следующие базы данных: Учащиеся, Кадры, Документация, Библиотека. За ними последуют: Задачи и Методики, Материальная база и другие.

Работа с общественностью

Эта часть работы школы может быть приравнена к технологиям PR ("пи-ар"), с легкой руки журналистов введенной в современный лексикон. Школа должна себя саморекламировать. Информационные технологии могут облегчить задачу объединения вокруг школы заинтересованных слоев общественности. Родители учащихся, одни из главных заказчиков работы школы, не всегда могущие регулярно посещать школу, получили бы возможность быть в курсе последних школьных событий и планов. Будущие ученики могли бы заранее ознакомиться с формами и методами работы школы, с самой атмосферой творчества, царящей в ее стенах. Все заинтересованные лица могут узнать о работе школы через ее интернет-узел.

Школьный интернет-узел

Наш подход к разработке и ведению школьного веб-узла изложен в одноименной статье, опубликованной год назад в интернете.

Кратко повторим основные принципы этой работы. Школьный интернет-узел, по нашему мнению, должен быть "электронным зеркалом", виртуальной моделью самой школы. Это означает - какая школа - таково и ее веб-представительство. Должны быть отражены все стороны школьной работы и жизни: уроки, внеклассные мероприятия, официальная информация, личные страницы учащихся и учителей и многое другое. Работа над школьным веб-узлом должна вестись ежедневно. Необходимо привлекать к участию в этой работе максимально большое количество учащихся, учителей, представителей администрации, родительской общественности, выпускников.

Техническое и программное оснащение

Для решения столь обширных и долгосрочных задач у школы должна быть необходимая материальная база и сильный кадровый состав. Часть обсуждаемых идей и работы была начата в стенах "Второй школы", однако наши инициативы не получили там поддержки со стороны администрации. Минимум необходимого для начала работы 192 школа имеет, и работа начата полтора года назад, когда сюда пришла большая группа учителей и учащихся из лицея "Вторая школа". Окружное управление образования выделило стандартный комплект компьютерного класса, который впоследствии был значительно расширен периферийным оборудованием. Тем не менее, учитывая вышеизложенные идеи, школа имеет потребность в значительном расширении своей компьютерной базы.

Компьютерные классы

Учитывая более чем двухкратное запланированное увеличение учебной нагрузки по информатике и информационным технологиям на 2004/2005 учебный год (до 54 и более учебных часов - только информатики) школе на ближайший год необходим второй компьютерный класс (12+1 рабочее место и 1 сервер ЛВС). Желательно также организовать интернет-класс или своеобразную "компьютерную читалку" (это возможно сделать при школьной библиотеке). Необходимое для этой задачи количество компьютеров - от 5 шт.

Для организации передвижной мультимедийной установки необходим компьютерный видеопроектор с мощным световым потоком, позволяющим проводить компьютерные демонстрации при естественном освещении. Управление такой установкой должно осуществляться небольшим, но достаточно мощным переносным компьютером (ноутбуком). Количество таких комплектов на школу должно быть не менее двух, поскольку их одновременное использование на двух различных уроках, или на уроках и выездных конференциях - частое явление для нашей школы. Кроме того, это позволит повысить надежность и взаимозаменяемость комплектов при возможных поломках и неисправностях их частей.

Интернет-канал

Школа имеет скоростное подключение к интернету по выделенной волоконно-оптической линии связи. Имеющиеся возможности, в основном, удовлетворяют школу. Исключение составляет не всегда надежная работа вышестоящего сервера, обслуживаемого окружным Центром дистантного образования (руководитель К.Станкевич). К недостаткам канала можно отнести также не всегда оправданные ограничения на предоставляемые услуги. Выражая благодарность команде К.Станкевича, мы хотели бы иметь возможность проводить самостоятельную политику в вопросе использования нашего интернет-канала. К сожалению, финансовые ограничения не дают нам пока возможности сделать это.

Школа будет стремиться к возможности использовать ее интернет-канал учащимися и учителями удаленно, например из дома. Это позволит более полно и равномерно загрузить его работой, обеспечить удобство участников образовательного процесса в работе над творческими проектами. Администратор интернет-канала должен будет в этом случае обеспечить целевое его использование для решения объявленных задач.

Мобильные компьютеризированные лаборатории

Необходимо значительно расширить комплект мобильной компьютеризированной лаборатории (экология, биология) комплектами по физике и химии, увеличив количество комплектов минимум до двух по каждой позиции. Количество экспедиционных групп, регулярно выезжающих на каникулы для полевых исследований доходит в нашей школе до семи одновременно.

Заключение

Ограниченный размер статьи, к сожалению, не дает нам возможности еще больше детализировать наши планы и идеи, рассказать об уже реализованных частях проекта и проблемах, возникающих на нашем пути. Однако, все это можно будет найти на страницах веб-узла нашей школы в Интернете: http://www.sch192.ru/

Дополнительную информацию и ответы на возникающие вопросы можно получить у автора статьи по адресу mail@grusha.ru или по телефону (095)137-73-60.

В. Шахнович,
январь 2004


Ускорить появление интересующих вас материалов можно. Пишите, просите, требуйте!
Назад, в Кучу-малу
 
 

 

  Куча-мала 

  Новенькое 

  Фотоальбомы 

  Туризм 

  Информатика 

  Барковы 

  ПИФ 

  Школа N 2 

  Сказки 

  FAQ 

  О Груше 

 

 

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018    

Последнее обновление:
11.05.2006, 10:37