Школьный интернет-узел
(модель практика) В. Шахнович, 2002
Работа школьного узла рассчитана на специфичный круг читателей (посетителей). Это, в первую очередь, все участники образовательного процесса, то есть учителя и ученики, выпускники, администрация, родители, руководство комитета образования. Кроме того, школьный узел посещают наши будущие ученики (абитуриенты) и их родители. В значительно меньшей степени материалы узла просматривают наши друзья, коллеги из других школ (учреждений образования), а также случайные посетители.
Перечисленные категории читателей имеют, как правило, небогатый набор компьютерной техники, способный реализовать довольно бедные по своим изобразительным возможностям режимы просмотра. Ситуацию ухудшает невысокое качество модемных линий связи, характерное даже для московских АТС, не говоря уже о других регионах страны. Учитывая сказанное, на узле должна размещаться информация в основном текстово-информационного характера с лаконичным, но стильным и выразительным графическим оформлением ("академический" стиль). Главная задача этого подхода - обеспечить практически моментальное появление страниц школьного узла на компьютерах пользователей, какими бы "бедными" по возможностям они ни были. При этом страничка должна выглядеть одинаково (практически одинаково) как на стареньком 486-м VGA, так и на современном "Пентиуме" или "Макинтоше".
Технологически узел должен быть устроен следующим образом. В одной части находится условно неизменная, или мало изменяющаяся со временем информация. Представляется разумным разделить эту часть на собственно информацию (контент) и на оформление, дизайн. Каждая из этих частей расположена в разных местах (файлах) узла, доступ к которым могут иметь разные авторы. Такой подход позволит подключить к наполнению и развитию узла тех школьников и педагогов, кто не умеет или психологически боится осваивать новые компьютерные средства. Контент, хранящийся в обычных текстовых файлах, не содержащий ни одной специальной конструкции программирования, вполне привычен любому, хоть раз видавшему экран монитора. Научить писать такой файл в обычном "Блокноте" (Notepad) можно кого угодно. Объединение такого текста с дизайном и встраивание их в HTML-файл автоматически выполнит специальная программа, разработку которой необходимо выполнить в самом начале работ по созданию узла. Стоит отметить, что в Интернете имеется большой выбор готовых, свободно распространяемых и бесплатных разработок на эту тему.
Вторая часть узла - творческая лаборатория. Здесь возможны любые эксперименты школьных программистов, художников, литераторов, фотографов - всех, кто хочет развить свои навыки в области веб-искусств. Во время уроков информатики здесь будут появляться зачетные детские работы, в послеурочное время дети и учителя смогут попробовать здесь свои идеи, реализовать задумки, построить "замки из песка" и с легкостью разрушить их.
Организационно школьный узел делится на официальную и частную, неформальную части. Официальная часть призвана обеспечить представление позиции администрации и школы в целом по всему спектру вопросов, имеющих отношение к школе и ее людям. В неформальной части узла создаются персональные странички учеников, учителей, выпускников, других участников образовательного процесса в школе. Обе части узла могут и должны существовать в рамках одного интернет-домена, несмотря на возможное возникновение спорных и конфликтных вопросов их развития. При разрешении возникающих противоречий необходимо исходить из модели "школьный интернет-узел - электронное зеркало школы". Какая у нас школа - таким будет и школьный интернет-сайт.
С этим же вопросом связан и вопрос о цензуре в рамках создаваемого школьного интернет-пространства. Персональные странички узла обязаны подчиняться единственному ограничению: внутренняя самоцензура их авторов. Подпись конкретного человека под каждым опубликованным материалом - вот единственное средство урегулировать любой спорный вопрос. Эту ситуацию можно сравнить с реальной школой: и здесь есть официальный кабинет директора, в котором только и существует формальная позиция школы, есть урок, где никто не позволит себе вольностей говорить на сленге или положить ноги на стол; есть также и школьная "курилка", "тусовка", где проходит большая часть жизни (у кого большАя, у кого - бОльшая ;-) школьников, учителей, без которой невозможно полноценное развитие внутришкольного процесса. Автор, ставящий свою подпись под своим материалом десять раз подумает, все ли там написано верно, стоит ли публиковать это его мнение? Долг руководства школы и ее интернет-узла - терпимо относиться к частному (мотивированному) мнению ее учеников и сотрудников. Школа не может проиграть от того, что она продемонстрирует всему миру такую терпимость. Наличие
иного мнения всегда было признаком здоровья любого общества, любого коллектива, а противоположная модель ныне называется тоталитаризмом.
Здесь уместно подчеркнуть общность и разницу между понятиями "интернет-домен школы" и "школьный веб-сайт (интернет-узел)". Общее между ними - имя школы, принадлежность школе. Разница в том же, в чем разница между кирпичным зданием реальной школы и настенной газетой рядом с кабинетом директора. Говоря иначе, школьный домен обязан приютить у себя любого ученика, учителя, выпускника, которые изъявили желание разместить в
Интернете свои труды. Предоставлять такую возможность своим ученикам и сотрудникам школа обязана по той простой причине, что, раз эти люди учатся и работают в нашей настоящей школе, почему так не должно быть в ее электронной модели? А вот на страницах школьного веб-сайта должно публиковаться лишь то, что сочтут нужным его редакторы, избранные или назначенные - это уже не суть важно для нашего вопроса.
Структурно узел может быть построен ориентированным внутрь школы или направленным на внешний мир. Объединить эти два подхода в одном весьма трудно, хотя мы не считаем это невозможным.
"Внутренняя" модель узла в точности повторяет устройство реальной школы. Здесь есть предметные кабинеты, учительская, педсовет, библиотека, факультативы и кружки, экскурсии и путешествия, а также многое другое, что помнит со времен детства любой из нас.
"Внешняя" модель школьного узла должна быть понятна и "прозрачна" тем далеким от конкретной школы людям, кто его посещает. Любой гость должен легко найти объявление о наборе в новые классы, родители - сразу попасть на виртуальный родительский комитет, методист РОНО - легко получить статистическую информацию о школе и т.п. Говоря другими словами, "внутренняя" модель рассчитана на тех, кто "живет" в школе сегодня и сейчас, а "внешняя" - на тех, кто не знает эту школу изнутри. Подходы эти - радикально разные и при создании узла необходимо сразу выбрать один из них. У каждого подхода свои плюсы и минусы, преимущества и недостатки, на любом выбранном пути можно добиться успеха или потерпеть неудачу. Как вариант возможно создание двух параллельных "ветвей" узла, каждый из которых рассчитан на свою аудиторию. Возможно даже автоматическое определение: "свой" или гость пришел на узел - с автоматической выдачей каждому нужной именно ему информации.
Ниже перечислены разделы, которые должны составить основу "внутренней" модели школьного узла:
Школа
Документы
Образовательная программа школы
Программа, учебный план
Уроки
Содержание уроков, конспекты лекций
Рекомендуемые учебники и другая литература
Аттестационные задания
Расписания уроков, экзаменов
Информация для поступающих в школу
Информация о внеклассных мероприятиях
Информация о мероприятиях для родителей
Информация о мероприятиях для жителей микрорайона
Методическая информация для других школ
Классный час
Работа школьных СМИ: газета, журналы, видео, телевидение
Интерактивные форумы, проекты
Функционирование школьной медиатеки
Школьные компьютерные клубы
Консультации во внеурочное время
Кружки, конкурсы, олимпиады
Походы, экспедиции, экскурсии, поездки
Поздравления (дни рождения, юбилеи, победители, и проч.)
Учителя
Информация о работниках
Вакансии
Работы учителей
Персональные странички учителей
Ученики
Информация об учащихся
Проекты, результаты проектной деятельности учащихся
Энтузиастов, решивших встать на нелегкий путь создания интересного, творческого, живого школьного интернет-узла, а не просто "визитной карточки" школы в Интернете, хочу предупредить: на вашем пути множество мелких преград и больших препятствий, трудных проблем и "подводных камней". О большинстве из них вы пока еще даже не догадываетесь, некоторые способны раздавить все ваши мечты и проекты. Определитесь с целями и задачами вашей работы, соберите вокруг себя команду таких же энтузиастов, если их нет - воспитывайте энтузиастов в своих учениках. Вам предстоит большая и интересная работа. А о семье и доме можете забыть! :-)
(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018