На сервере
Рейтинг@Mail.ru
с 10.01.2002

(с) В.И.Шахнович. Настоящее краеведение
Рассказ о том, кто бомбил из космоса ручей в Хибинах

Мое девятое путешествие по Хибинам (2014 г.) не сулило каких-то особенных приключений. С небольшой компанией друзей мы собирались посетить места, где пролегали маршруты нашей молодости. Однако, Хибины вновь преподнесли нам урок, поразивший своей необычностью, забыть который теперь вряд ли удастся. Можно сказать, мы сделали маленькое географическое открытие, о котором не знают местные старожилы (из тех, с кем удалось поговорить), о котором нет никаких сведений в интернете, о котором и пойдет речь далее в этой заметке.

На третий день нашего пребывания в долине реки Кунийок пришелся незапланированный выход в сторону перевала Умбозерский. Перевал этот считается одним из самых простых в Хибинских Тундрах, проще его может быть только перевал Кукисвум, легко преодолеваемый на автомобилях практически любого класса (на базе КСС под Куэльпорром однажды было замечено два автомобиля марки Smart). Путь на перевал прошел как обычно: по старой дороге, проложенной геологами в конце XX века мы быстро поднимались вверх по долине. Дорога четыре раза перешла с одного берега ручья Партомйок на другой, между бродами устроив нам встречу с целым выводком птенцов полярной куропатки и их не очень бдительной мамашей, подпустившей нас буквально на расстояние вытянутой руки.

День выдался солнечным и жарким, ветра не было, прогулка шла в неторопливом темпе, чередуясь с длинными фотосессиями на фоне окружающих пейзажей. На обратном пути мы уже сознательно искали встречу со знакомым семейством куропаток, поэтому свернули на несколько метров с дороги там, где была первая встреча. Преодолев по щиколотку заросли полярной березки, я вышел на бровку левобережной террасы ручья и увидел красивое озеро на дне долины.

Озеро было весьма живописным, и поэтому не сразу привлекло внимание своей необычностью. Я позвал своих друзей, больших любителей "моржевания", и предложил им искупаться в холодной воде озера. А сам с удобством устроился на нагретых камнях вокруг озера и продолжил фотосъемку.

После нескольких кадров я вдруг стал понимать, что озеро не похоже ни на что, виденное мною ранее в десятках горно-таежных походах, ни в одной горной системе России!

Оно было достаточно глубоким, чтобы создать так любимый мною "цвет небесный, синий цвет" в идеально прозрачных глубинах озерной воды. Но разве это может удивить любителей гор, которые видели такие цвета тысячи раз? Нет, однако глубина именно этого озера показалась мне очень симметричной! Я заметил, что склоны долины уходят в воду под очень одинаковыми углами, близкими к 30-40 градусам. Это показалось необычным особенно ввиду того, что сама долина в этом месте имеет ассиметричные склоны: правый берег ручья заметно круче левого.

Я оторвался от окуляра фотоаппарата и стал пристально разглядывать озеро. Практически сразу я понял, что озеро симметрично не только в своей глубине. Оно показалось мне еще почти идеально круглым, что довольно редко можно увидеть в горах. Идеальную симметрию, правда, нарушали камни в верхней по течению части озера. Камни эти образовывали своего рода "постамент", по которому речной поток сначала тёк примерно до середины озера, а потом "разваливался" по всем направлениям, падая маленькими водопадами во все стороны от "языка" этого постамента.

Меня вдруг осенило! Я сообразил, что сижу не просто на прибрежных камнях! Камни эти образовывали такой же идеальный круг, вал, охватывающий озеро со всех его сторон. Только на противоположном, более крутом берегу этот вал прослеживался плохо, однако у меня не было никакого сомнения в том, что и там он есть, просто не так очевидно заметен.

Тут следует заметить, что еще в детстве мой учитель Игорь Федорович Попов, который впервые показал мне Хибины, рассказывал нам о геоморфологии - науке о рельефе, его внешнем облике, происхождении, истории развития, современной динамике и закономерностях географического распространения. За 35 лет после этого я научился довольно легко распознавать, каким именно способом образовалась та или иная форма рельефа.

Так вот, это озеро - не укладывалось ни в одну из известных мне схем образования озер!

Подпрудные озера образуются в результате подтопления части речной долины после образования завалов в речном русле. Такие озера должны быть вытянутыми вверх по течению реки, повторять ее очертания, а со стороны плотины иметь контур в виде практически прямой линии.

Карстовые озера образуются после обрушения свода подземной полости и последующего затопления этой полости водой. Хибины не относятся к карстовым районам - здесь нет озер такого типа!

Моренные озера образуются на дне горных цирков и долин между моренными валами, оставленными здесь отступившими ледниками. Такие озера как правило повторяют форму морен, а те, в свою очередь, повторяют очертания исчезнувших ледников. Моренные валы, обычно, имеют дугообразную форму и эти дуги всегда выгнуты выпуклой своей частью в сторону понижения долины. Каменистый вал, на котором я сидел, был выгнут как в сторону понижения, так и в сторону повышения рельефа. Ледник не мог сформировать такой вал.

Озера, заполняющие углубления в скальных массивах обсуждать не интересно, поскольку в этом месте долины ручья Партомйок открытых скальных массивов просто нет. Озера тектонического происхождения, заполнившие водой трещины в земной коре тоже не подходят для нашего случая, как и кратерные - ввиду отсутствия здесь этих форм рельефа.

В моем "арсенале" оставались только импактные и взрывные озера. Первые - результат заполнения водой воронок от ударных кратеров, появляющихся при столкновении с поверхностью земли, например, метеоритов. Мысль о том, что я сижу на краю старой воронки от удара метеорита, мне, как бывшему учителю астрономии понравилась... Но была практически моментально отвергнута, поскольку вероятность того, что метеорит может ударить точно в дно достаточно узкой речной долины, показалась мне ничтожно малой. Впрочем, мои друзья без астрономического образования после всех моих объяснений попытались отстаивать именно эту версию.

А у меня остался единственный вариант искусственного, точнее - взрывного - происхождения этой воронки и заполнившего ее впоследствии озера.

Эта версия оказалась весьма стройной, поскольку объясняла почти все особенности найденного нами озера. Особенно понравилась мне возможность оценить возраст этого озера по тому слою камней ("языку"), который речная вода успела занести внутрь воронки. У меня получилось примерно 30 лет - это как раз тот период (1970-1980-е годы), когда в Хибинах активно велись геологоразведочные работы, в том числе - с применением геофизических методов, с использованием взрывов и последующего сейсмического зондирования горных пород. Вспомните хотя бы знаменитые исследовательские взрывы под горой Куэльпорр, что находится в соседней с ручьем Партомйок долине. В подтверждение этой же версии работали такие факты, как большое количество коротких ответвлений дороги в сторону от основной (к буровым скважинам) и брошенные на "месте преступления" куски проволоки, фрагменты машин и механизмов - порядком уже заросшие кустарником.

Удручало лишь то, что для геологов не было ничего запретного в том, чтобы в красивейшем месте Хибин, прямо в русле чистейшей горной реки, взорвать несколько сотен килограммов вещества в тротилловом эквиваленте...

Озабоченные этой мыслью, продолжая спорить об импактном или рукотворном происхождении озера, мы продолжили свой путь вниз по долине. Между вторым и третьим бродами решили немного сэкономить, и, оставив дорогу, ушедшую на противоположный берег, продолжили движение по левобережной тропе. Каково же было наше удивление, когда ровно в 500 метрах от первого озера мы обнаружили почти точно такое же второе!

Второе озеро оказалось в 20 метрах ниже нас по склону, и это помогло нам подтвердить идеально ровные круговые очертания озера. И во всём остальном наблюдалось точное повторение. Совпадали форма, размеры, глубина озера, его расположение точно в центре речного русла, наличие каменистого вала по периметру и каменного "языка" до середины озера.

В споре с друзьями возобладала моя версия об искусственном происхождении озер. Иначе пришлось бы предполагать, что кто-то прицельно бомбил наш Партомйок прямо из космоса :) Кстати, версия о бомбометании с воздуха тоже рассматривалась, поскольку военных аэродромов в радиусе "подлетного времени" имеется предостаточно. Но точно попасть два раза в русло одной реки - задача не из легких.

Обсудив, что "Бог любит троицу", мы отправились дальше вниз по реке, тщательно осматривая все подозрительные места в этой долине. Однако, кроме странного каменистого "пляжа", сложенного из разбитых и высыпанных прямо на берегу кернов* мы ничего больше не нашли.

Однако, история на этом не закончилась. Как и учил нас в детстве И.Ф. Попов, по возвращении домой я занялся "камеральной обработкой" добытых в путешествии материалов. Дошли руки и до "Бог любит троицу". Я решил внимательно изучить космические снимки этой части Хибин, предоставляемые всем желающим сервисом Google Map. И что же обнаружилось? Ну конечно: вот оно - третье озеро! Точно в 500 метрах выше того, которое мы нашли первым! Правило подтвердилось. А за третьим - я нашел и четвертое, и пятое и даже шестое озера. Правда шестое - на озеро было похоже совсем мало, вероятно потому, что находится выше лесной зоны и зимние лавины активнее разрушали взрывную воронку.

Дальнейшее изучение истории происхождения взрывных воронок в русле ручья Партомйок результатов не дало. Причиной этому может быть как закрытый характер сведений о работах такого рода, так и неверные предположения, сделанные нами в ходе исследования вопроса. Однако гордость за маленькое "географическое открытие" сделанное там, где ежегодно проходят сотни людей, останется у меня навсегда. особое удовольствие доставило то, что в ходе этого "открытия" пришлось использовать весь арсенал знаний, полученных нами с самых первых школьных лет и до нашего информационного XXI века.

Со всеми добытыми результатами я познакомил своего учителя. "Вот это и есть настоящее краеведение", - сказал И.Ф. Попов, внимательно выслушав мой рассказ. Для меня это было высшей оценкой моих скромных наблюдений, поскольку практически все, что я использовал при этом - было плодом моего обучения именно у Игоря Федоровича.

Послесловие

Однажды я рассказал эту историю своему старому другу, известному краеведу, туристу и педагогу Юрию Семёновичу Самохину. Мне казалось, что он удивится, и возьмёт ее в свой арсенал, для рассказов студентам и другим ученикам. Однако, Ю.С. в ответ рассказал мне свою собственную историю о том, что много лет, он, после лекций по географии, возил своих студентов в один из районов Подмосковья, показывал им идеально круглый пруд в деревне, и предлагал описать возможные механизмы образования этого пруда.

На каждый из предполагаемых студентами вариантов педагог давал мотивированный отказ, почему так не могло произойти. И только когда все варианты иссякали, Юрий Семёнович давал разгадку тайны происхождения пруда.

Оказывается, эта крошечная деревенька лежала ровно на пути следования немецко-фашистских бомбардировщиков к Москве в 1941 году. И когда защитники Москвы наладили прочную противовоздушную оборону города, немецкие летчики предпочитали сбрасывать свой смертоносный груз либо на обратном пути (когда не могли прорваться к городу), либо даже еще на подлёте к нему (зная, что все равно не смогут долететь до цели). Бросали 1000-килограммовые и еще более мощные бомбы где придется, и одна из них упала в этой деревне. Позже воронку заполнила вода, и засыпать ее землей после войны не стали.

Таких искусственных прудов в Подмосковье Юрий Семёнович насчитал довольно много. И каждый из них - своеобразный памятник не только истории нашей Родины, но и очень интересный ландшафтный памятник природы.

И последнее. Когда туристская группа школьников собирается в категорийный поход по программе участия в первенствах Москвы по туризму, и выбирает для себя обязательное в таких случаях краеведческое задание, очень часто случается, что задание выбирается "для галочки". А еще лучше - чтобы такое задание какая-нибудь группа уже выполняла раньше. Тяга к списыванию у многих не прошла и по окончании средней школы.

А как было бы интересно и полезно начинающим туристам дать элементы описанных выше историй в качестве такого краеведческого задания! Исследуя проблему, можно очень многое узнать, увидеть, пощупать собственными руками! Встретиться с людьми, участвовавшими в событиях. Провести измерения на местности. Рассчитать теоретические размеры таких воронок и сравнить их с практически измеренными на местности. Понять, почему именно в таких местах геологи проводили взрывы. Взять образцы породы, найти подтверждение их происхождения.

Комплекс задач, которые можно при этом решить, а также набор знаний и умений, которые получат при этом школьники, будет очень большим. Если качественно решить такие задачи - первое место на Первенстве - практически гарантировано.

Примечание
*Керн – образец горной породы, извлечённый из скважины посредством специально предназначенного для этого вида бурения

Статья опубликована в журнале "Родина-Ру" №1 (71), 2018 г.

Ускорить появление интересующих вас материалов можно. Пишите, просите, требуйте!
Назад, в Кучу-малу

Сказки

FAQ

О Груше

(с) В.Шахнович. Повторная публикация оригинальных материалов сайта grusha.ru в других средствах массовой информации (в том числе - в интернет) запрещена с 01.10.2018